Ремесло и торговля кыргызского народа
В изучаемый нами период кыргызское хозяйство помимо основных его отраслей – скотоводства и земледелия – не обходилось без домашнего производства, семейного промысла и ремесел, основанных на переработке животноводческого сырья и реже открытых даров природы. Однакогосподство патриархально-феодальных отношений обуславливало низкий уровень развития производительных сил, тормозило общественное разделение труда и не способствовало перерастанию домашних промыслов в самостоятельную отрасль – ремесло, как производство по заказу потребителя. При примитивных инструментах и малопроизводительной технологии производились изделия и предметы национально-бытового обихода в основном для хозяйственных нужд внутри рода и племени.

Ремесленно-промысловая деятельность кыргызов традиционно характеризовалось гендерной особенностью. Изготовление войлочных изделий, ткачество, шитье, вязание – всем этим занимались женщины, а домашняя выделка овчин и кож, изготовление предметов и изделий из дерева и металла являлись сугубо мужским занятием. Но их объединяло то, что домашнее производство все еще производилось ручным способом и простейшими инструментами, при котором отсутствовала трудовая специализация, и весь процесс изготовления чаще всего осуществлялся одним человеком, либо семьей. С конца XIX – начала XX вв. под влиянием русского переселенческого населения наблюдается применение новых приемов и инструментов, в особенности в деревообделочном ремесле и обработке металла, что способствовало пусть незначительному, но выходу из границ «домашней промышленности». Сравнительно высокий уровень наблюдался в изготовлении войлочных изделий различного назначения, и оно приобретало тенденцию к перерастанию в ремесленное производство, ориентированное на рынок.
Скот выступал основной статьей обмена. Овцы и лошади являлись одной из экспортных статей в международной торговле кыргызов с народами Ферганской долины, Восточного Туркестана и Среднего Жуза казахов. Свен Гедин отмечал, что кыргызские овцы пригоняются кашгарскими купцами в Фергану и там продаются по большой цене. От этого купцы извлекают хорошие барыши. На систему спроса и предложения овец во время обмена помимо естественных характеристик – возраста и упитанности – оказывала влияние и внутри- и внешнеполитическая обстановка в кыргызских кочевьях и в Восточном Туркестане. Так, в 70-х годах XIX в., когда несколько сгладилась острота социально-политических противоречий в Восточном Туркестане, стоимость одной овцы возросла от 0,75 тилля до 5 тенге. Очевиден процесс развития специализации восточно-туркестанских городов по купле и перепродаже овец, пригоняемых из Кыргызстана и Среднего Жуза казахов. Кыргызские скотоводы и сами неплохо знали торгово-караванные пути в города Восточного Туркестана. Западные экспедиторы наиболее часто упоминали Кашгар и Яркенд, на базарах которых нередко можно было встретить кыргызов. Будучи в Файзабаде (Северный Афганистан), Свен Гедин на базарной улице, среди местных жителей, одетых в халаты, видел женщин в белых «массивных тюрбанах». Вероятно, он видел кыргызских женщин в элечеках – традиционных головных уборах замужней женщины. О сравнительно широком участии кыргызов в региональной торговле свидетельствуют наблюдения и российских путешественников.
Из продовольственных товаров привозился чай. Хотя Э.Хантингтон не написал в каком именно районе Нарына он находился, но оставил заметку, как сидя в одной юрте с кыргызами, он пил чай с хлебом. Он также не оставил сведений о том, какой сорт чая употреблялся верхушкой кыргызского общества – баями и манапами, но из российских материалов известно, что в центре оптовой торговли чаем – г. Урумчи – реализовывалось пять сортов чая для поставки в другие города Восточного Туркестана и среднеазиатских ханств и, что через Ош и его базар ежегодно проходили от 50 до 80 тыс. лошадиных вьюков чая. Привозился сахар, перец, табак, но, как очевидно из сведений путешественников, их употребляли в минимальных количествах. Одним из широко распространенных привозных товаров являлись ткани и текстильные изделия, видовой и цветовой ассортимент которых в конце XIX в. выявлял процесс социальной дифференциации в кыргызском обществе, разложение натурального хозяйства и вовлечение кыргызов в систему товарно-денежных отношений. Дополнительным источником о торговле кыргызов и импорте текстильных изделий и тканей являются зарисовки и фотографии западных путешественников. Известно, что еще до российской колонизации в поставке текстиля существовала географическая и видовая специализация. Так, из Кашгара поступала хлопчатобумажная ткань, называемая «даба», которая использовалась для пошива платьев-рубах, укладки головных уборов- элечеков и т. д. Для верхней одежды использовались плотные и темные ткани чекмень и тимпаи. Чекмень стоил 20 тенге за отрез, а лучший халат из тимпаи продавался за 4 барана. В Оше имелась специальная группа торговцев, которые, выражаясь современной экономической терминологией, являлись дилерами кашгарских купцов. Часть текстильного товара они продавали на рынке в Оше, а часть – переправляли далее в Фергану. В кыргызские кочевья наезжали и среднеазиатские купцы со своими товарами, в том числе и с тканями, которые по качеству были лучше, чем кашгарские.
Кокандская даба по качеству превосходила кашгарскую, и ее цена варьировалась от 30 пулов до 2,2 тенге. Лучший сорт среднеазиатской ткани «кара-каска» носился кыргызской знатью, центром производства которой являлся Наманган. Стоимость этой ткани варьировалась от 12 до 16 тенге за два куска, а кыргызы покупали их за 5 баранов. При курсе, когда 1 тенге равнялся 20 российским копейкам, стоимость куска этой ткани возрастала до 100 тенге, то есть вновь видим, завышение цен и определенное ростовщичество. Широко бытовала среднеазиатская набойка, шедшая на подклад для верхней одежды, чапанов. Шелковые ткани в основном носились женами состоятельных скотоводов. Дореволюционные авторы писали: «…здесь совершенно не покупаются, кроме нескольких манаповых жен, и здесь лучший сорт их друя (дуруя – Ч.Т.) стоит, как и в средней орде, 4 барана. В Бухаре, Кокане и Кашгаре за вывоз зекату (зякет – Ч.Т.) платится с 40 штук одна, которые шли на пошив платьев и т. д., а шелковая ткань «адрас» бухарского или ходжентского производства употреблялась и для женских халатов». Таким образом, анализ сведений западных путешественников позволяет сделать следующие выводы о состоянии и характере домашних промыслов, ремесел и торговли у кыргызов в середине ХIХ – начале XX вв.
Базируясь в основном на животноводческом сырье и использовании открытых богатств природной среды, промыслы и ремесла у кыргызов развивались в рамках домашнего производства и имели тенденцию к специализации. Торговля, при господстве основного вида хозяйственной деятельности кыргызов – скотоводстве и патриархально-феодальных отношениях, преимущественно производилась в меновой форме. Эквивалентом денег выступали скот, продукты скотоводческого хозяйства, зерно и пушнина, а также слитки серебра «жамбы». Торгово-экономические операции производились не только в кыргызских кочевьях, но и за его пределами. Кыргызы нередко сами экспортировали свою продукцию на рынки Восточного Туркестана и оседло-земледельческих районов Центральной Азии и, тем самым, принимали сравнительно широкое участие в международной торговле региона и сопредельных территорий.
Источник: /elib/kitepter/pdf/batysh_sayakat_kyrgyzdar.pdf
Автор книги: Ч. Дж. Турдалиева

Ремесленно-промысловая деятельность кыргызов традиционно характеризовалось гендерной особенностью. Изготовление войлочных изделий, ткачество, шитье, вязание – всем этим занимались женщины, а домашняя выделка овчин и кож, изготовление предметов и изделий из дерева и металла являлись сугубо мужским занятием. Но их объединяло то, что домашнее производство все еще производилось ручным способом и простейшими инструментами, при котором отсутствовала трудовая специализация, и весь процесс изготовления чаще всего осуществлялся одним человеком, либо семьей. С конца XIX – начала XX вв. под влиянием русского переселенческого населения наблюдается применение новых приемов и инструментов, в особенности в деревообделочном ремесле и обработке металла, что способствовало пусть незначительному, но выходу из границ «домашней промышленности». Сравнительно высокий уровень наблюдался в изготовлении войлочных изделий различного назначения, и оно приобретало тенденцию к перерастанию в ремесленное производство, ориентированное на рынок.
Скот выступал основной статьей обмена. Овцы и лошади являлись одной из экспортных статей в международной торговле кыргызов с народами Ферганской долины, Восточного Туркестана и Среднего Жуза казахов. Свен Гедин отмечал, что кыргызские овцы пригоняются кашгарскими купцами в Фергану и там продаются по большой цене. От этого купцы извлекают хорошие барыши. На систему спроса и предложения овец во время обмена помимо естественных характеристик – возраста и упитанности – оказывала влияние и внутри- и внешнеполитическая обстановка в кыргызских кочевьях и в Восточном Туркестане. Так, в 70-х годах XIX в., когда несколько сгладилась острота социально-политических противоречий в Восточном Туркестане, стоимость одной овцы возросла от 0,75 тилля до 5 тенге. Очевиден процесс развития специализации восточно-туркестанских городов по купле и перепродаже овец, пригоняемых из Кыргызстана и Среднего Жуза казахов. Кыргызские скотоводы и сами неплохо знали торгово-караванные пути в города Восточного Туркестана. Западные экспедиторы наиболее часто упоминали Кашгар и Яркенд, на базарах которых нередко можно было встретить кыргызов. Будучи в Файзабаде (Северный Афганистан), Свен Гедин на базарной улице, среди местных жителей, одетых в халаты, видел женщин в белых «массивных тюрбанах». Вероятно, он видел кыргызских женщин в элечеках – традиционных головных уборах замужней женщины. О сравнительно широком участии кыргызов в региональной торговле свидетельствуют наблюдения и российских путешественников.
Из продовольственных товаров привозился чай. Хотя Э.Хантингтон не написал в каком именно районе Нарына он находился, но оставил заметку, как сидя в одной юрте с кыргызами, он пил чай с хлебом. Он также не оставил сведений о том, какой сорт чая употреблялся верхушкой кыргызского общества – баями и манапами, но из российских материалов известно, что в центре оптовой торговли чаем – г. Урумчи – реализовывалось пять сортов чая для поставки в другие города Восточного Туркестана и среднеазиатских ханств и, что через Ош и его базар ежегодно проходили от 50 до 80 тыс. лошадиных вьюков чая. Привозился сахар, перец, табак, но, как очевидно из сведений путешественников, их употребляли в минимальных количествах. Одним из широко распространенных привозных товаров являлись ткани и текстильные изделия, видовой и цветовой ассортимент которых в конце XIX в. выявлял процесс социальной дифференциации в кыргызском обществе, разложение натурального хозяйства и вовлечение кыргызов в систему товарно-денежных отношений. Дополнительным источником о торговле кыргызов и импорте текстильных изделий и тканей являются зарисовки и фотографии западных путешественников. Известно, что еще до российской колонизации в поставке текстиля существовала географическая и видовая специализация. Так, из Кашгара поступала хлопчатобумажная ткань, называемая «даба», которая использовалась для пошива платьев-рубах, укладки головных уборов- элечеков и т. д. Для верхней одежды использовались плотные и темные ткани чекмень и тимпаи. Чекмень стоил 20 тенге за отрез, а лучший халат из тимпаи продавался за 4 барана. В Оше имелась специальная группа торговцев, которые, выражаясь современной экономической терминологией, являлись дилерами кашгарских купцов. Часть текстильного товара они продавали на рынке в Оше, а часть – переправляли далее в Фергану. В кыргызские кочевья наезжали и среднеазиатские купцы со своими товарами, в том числе и с тканями, которые по качеству были лучше, чем кашгарские.
Кокандская даба по качеству превосходила кашгарскую, и ее цена варьировалась от 30 пулов до 2,2 тенге. Лучший сорт среднеазиатской ткани «кара-каска» носился кыргызской знатью, центром производства которой являлся Наманган. Стоимость этой ткани варьировалась от 12 до 16 тенге за два куска, а кыргызы покупали их за 5 баранов. При курсе, когда 1 тенге равнялся 20 российским копейкам, стоимость куска этой ткани возрастала до 100 тенге, то есть вновь видим, завышение цен и определенное ростовщичество. Широко бытовала среднеазиатская набойка, шедшая на подклад для верхней одежды, чапанов. Шелковые ткани в основном носились женами состоятельных скотоводов. Дореволюционные авторы писали: «…здесь совершенно не покупаются, кроме нескольких манаповых жен, и здесь лучший сорт их друя (дуруя – Ч.Т.) стоит, как и в средней орде, 4 барана. В Бухаре, Кокане и Кашгаре за вывоз зекату (зякет – Ч.Т.) платится с 40 штук одна, которые шли на пошив платьев и т. д., а шелковая ткань «адрас» бухарского или ходжентского производства употреблялась и для женских халатов». Таким образом, анализ сведений западных путешественников позволяет сделать следующие выводы о состоянии и характере домашних промыслов, ремесел и торговли у кыргызов в середине ХIХ – начале XX вв.
Базируясь в основном на животноводческом сырье и использовании открытых богатств природной среды, промыслы и ремесла у кыргызов развивались в рамках домашнего производства и имели тенденцию к специализации. Торговля, при господстве основного вида хозяйственной деятельности кыргызов – скотоводстве и патриархально-феодальных отношениях, преимущественно производилась в меновой форме. Эквивалентом денег выступали скот, продукты скотоводческого хозяйства, зерно и пушнина, а также слитки серебра «жамбы». Торгово-экономические операции производились не только в кыргызских кочевьях, но и за его пределами. Кыргызы нередко сами экспортировали свою продукцию на рынки Восточного Туркестана и оседло-земледельческих районов Центральной Азии и, тем самым, принимали сравнительно широкое участие в международной торговле региона и сопредельных территорий.
Источник: /elib/kitepter/pdf/batysh_sayakat_kyrgyzdar.pdf
Автор книги: Ч. Дж. Турдалиева
Дата создания: 6-03-2012, 16:24
Категория: Кыргызстан - Экономика и Политика