Страны Центральной Азии Страны Центральной Азии

Центральная Азия

Кыргызстан

Казахстан

Узбекистан

Туркменистан

Таджикистан

Учебные материалы

Случайные статьи




Центральный территориальный ок ..

Центральный территориальный округ очень богат топливно-энергетическими ресурсами ...

Судья Delbert Е. Вонг площади, ..

Судья Delbert Е. Вонг площадь посвящен в Лос Angelesa € ™ Чайнатаун ??1 марта. ...

Анализ Спутниковые снимки пока ..

СЕУЛ: Если главная цель международного сообщества в том, чтобы подтолкнуть Севе ...

Размышления о последних 50 лет ..

Армия Спасения от Сан-Франциско чтит Пия Ли с мемориальной доской 27 сентября в ...

Индонезийский под суд за сорва ..

ДЖАКАРТА: индонезийский под суд за сорванный заговор с целью взрыва посольства ...

Индийские рынки резко выросли ..

ИНДИЯ:. Индийские рынки резко выросли в четверг после убивания результатов экзи ...

Более 160 человек были ранены ..

Манила: Более 160 человек были ранены фейерверками на Филиппинах, когда они гот ...

Red Bull Flugtag дает людям кр ..

a € ?Black & White Возьмите Flighta € идет, чтобы показать, что пингвины Кана ...

Разговор с AAPI женщин 113-й К ..

Вашингтон, округ Колумбия - "Разговор с AAPI женщин 113-й Конгресс", организо ...

Little Saigon празднует Праздн ..

Юго-Восточной Азии Искусство и культура коалиция в очередной раз сотрудничает с ...

 
Страны Центральной Азии » Кыргызстан - Общие сведения » Киргизы. Происхождение кыргызов (киргизов). Часть 2


Киргизы. Происхождение кыргызов (киргизов). Часть 2

Архаический вариант легенды о происхождении кыргызов от красной собаки содержал информацию о тотемизме и культе собаки, битье, а тем более убийстве, которое считалось большим грехом у кыргызов. Вариант легенды о красной собаке, измененный под влиянием ислама, уже фиксировал некоторый компромисс тотемизма и ислама. Для нас важен тот факт, что в XIX в. в этнической памяти кыргызов бытовали два варианта легенды – архаичный и измененный современный. Черные или дикокаменные кыргызы, называемые китайцами и калмыками также бурутами, делятся на два крыла: «правое» и «левое». Г.Лансдел ошибочно относил племена Сарыбагыш и Бугу к левому крылу конфедерации кыргызских племен и допустил неточность в их территориальной локализации. Фактически вышеназванные племена относились к правому крылу кыргызских племен и преимущественно локализовались в Семиречье и на Тянь-Шане, то есть, северном Кыргызстане, а левое крыло – в Фергане, Кашгаре, Памиро-Алае и даже в пределах Тибета и Гиндукуша. В записях английского миссионера раскрываются этногенетические процессы, протекавшие на Центральном Тянь-Шане и в Южной Сибири. Согласно его записям, «тянь-шаньские и енисейские кыргызы были разделены в результате движения кочевых племен между X и XIII вв., и большая часть этого подразделения, собственно сами каракыргызы обитают там, где они находятся сейчас, а другая половинка проживает в Сибири, в верхнем течении реки Енисей. В XVIII столетии в результате завоеваний части кыргызов российскими колонистами, енисейские кыргызы и их месторасположение на Енисее исчезли, а часть кыргызов растворилась среди калмыков.

Киргизы. Происхождение кыргызов (киргизов). Часть 2


В конце XVIII в. каракиргизы были подчинены китайцам, а впоследствии они подпали под власть Коканда. Однако в 1842 г. кыргызы фактически достигли независимости от кокандцев, но она продержалась до тех пор, пока споры между различными племенами, особенно, такими как Бугу и Сарыбагыш, не стали причиной их обращения к России за подданством и защитой». С точки зрения Г.Лансдела, таким образом и не бесспорно выглядела хронологическая траектория истории формирования кыргызского народа на Тянь-Шане и в Южной Сибири.





Очевидно, что, позаимствовав многие данные у Ч.Ч.Валиханова, он, тем не менее, верно отразил одну из основных причин принятия кыргызскими племенами российского подданства – их бесконечные межплеменные распри за территориальное господство и политическое влияние. В отношении происхождения кыргызов и мнения, что «дикокаменные кыргызы» и «кыргызы», или «кыргыз-кайсаки», то есть, казахи составляют один народ, он анализирует этимологию термина «казах». Г.Лансдел отмечал, что степные кыргызы называют себя «казаками», и оно означает «беглый всадник», «бродяга» и, вероятно, от этого слова происходит и русский термин «казак». В работах И.А.Левшина он обнаружил предания об этногенезе казахского народа, иногда называемых киргиз-казахами. Одно из преданий отмечало, что предки казахов жили на берегу Евфрата и по истечению некоторого времени они были пригнаны тюрками на землю диких кыргызов. Правитель кыргызов создал из них воинский отряд для собственной безопасности. По мнению Г.Лансдела, эта легенда помогла бы пролить свет на кыргызские обычаи, которые были известны правнукам Авраама. Известно, что достоверного этимологического объяснения слову «казак» не существует. В нарицательном отношении это тюркское слово означало «вольный, удалой, храбрый человек», который не подчинялся государственным законам и социальным нормам и часто убегал в степь. Лишь к началу XVI в., к моменту складывания тюркоязычных племен Восточного Дешт-Кыпчака и Семиречья в казахский народ, этот термин приобретает консолидирующее этническое и политическое содержание. Об антропологическом типе кыргызов Г.Лансдел узнал из исследований французского путешественника венгерского происхождения Уйфальви де Мезо Ковесд (1842–1904), который в 1876–1877 гг. совершил свое путешествие в пределы Аральского моря, Сырдарьи, Ферганскую долину, Семиречье и Урал.

Как и многие другие западные путешественники, Г.Лансдел развивал созданные дореволюционными российскими исследователями мифы о происхождении кыргызов, корректируя их в соответствии со своими профессиональными, духовными и личностными интересами и установками. Происхождение кыргызов интересовало не только британского миссионера Генри Лансдела, но и американского дипломата Юджина Шуйлера (1840–1890), который на страницах двухтомной работы «Туркестан» внес свою лепту в распространение и развитие этой проблематики на Западе. Как нам кажется, работа Ю.Шуйлера, вышедшая в 1876 г., представляла большой интерес для Г.Лансдела, так как просматривается значительное сходство в структуре и стиле изложения материала. Детство Юджина Шуйлера прошло в семье аристократа-плантатора в местности Итака, штат Нью-Йорк, США. С 1859 по 1861 гг. он учился в Йельском университете и получил докторскую степень по журналистике; также обучался в Колумбийском университете, осваивая азы юриспруденции. Вероятно, торгово-экономические отношения России и США, которые стали активно развиваться с 1830-х гг. XIX столетия, побудили Ю.Шуйлера всерьез заняться Россией и ее отношениями с западными странами и азиатской окраиной. После изучения русского языка и знакомства с русской культурой его интерес к России усилился настолько, что он стал собирать фольклор русского народа. В настоящее время, собранные Ю.Шуйлером русские предания и легенды, хранятся в архиве Корнельского университета в США. В 1867 г. Ю.Шуйлер отправился в Россию и в течение 11 лет (1867– 1876) проработал консулом в Москве, Санкт-Петербурге и Ревеле (Таллине). В 80-х годах XIX столетия его дипломатическая карьера была продолжена в Греции, Румынии, Сербии и Ираке, где он прослужил на разных должностях.

Помимо дипломатической карьеры Ю.Шуйлер успешно преподавал в Корнельском университете и написал несколько серьезных книг и статей: «История Петра Великого» (1880), «О продвижении России в Азии» (1866), «Современная Россия» (1870), «Русский путешественник Пржевальский» (1889). Он также перевел на английский язык произведения Н.Тургенева «Отцы и дети» (1867), «Казаки» (1878). Будучи дипломатом, в 1873 г. он совершил свое восьмимесячное путешествие в Центральную Азию, результаты которого затем были изложены в книге «Туркестан. Записки о путешествии в Русский Туркестан, Коканд, Бухару и Кульджу». В 1876 г. она была издана в Америке издательством Скрибнера, основатель которого приходился сводным братом матери Ю.Шуйлера. В написании двухтомного труда основными источниками послужили его собственные наблюдения и выводы, материалы русских и европейских путешественников и исследователей, в частности, Ч.Ч.Валиханова, П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.Я.Бичурина, И.Я.Левшина и др., информация местных русских офицеров и кыргызских родоправителей. Сведения об этногенезе кыргызов он черпал так же, как и Г.Лансдел, у Ч.Ч.Валиханова, В.В.Радлова, Ю.Клапрота и других востоковедов, но также необходимо отметить, что у него в отличие от религиозного деятеля, просматривается критический подход и попытка сопоставления полученной информации с собственными наблюдениями.

К примеру, Ю.Шуйлер писал, что хотя большинство кыргызов темные и с черными волосами, однако не так часто, но среди них еще встречаются представители со светлой наружностью. То есть, наличествует попытка идентификации связи енисейских и тянь- шаньских кыргызов на основе не только этнотермина «кыргыз», но и физического облика, когда предки кыргызов были рыжими и со светлыми волосами. Он писал, что «на Иссык-Куле и в долинах Тянь-Шаня, Памира и Алая к югу от Коканда проживают настоящие кыргызы, названные китайцами и калмыками бурут, и русскими кара-киргизами (черные киргизы), или дикокаменными киргизами, чтобы различать их от казахов, которые случайно и неправильно получили название киргиз среди русских». В примечании Ю.Шуйлер дает два объяснения о происхождении приставки «кара» в слове «кара-кыргыз». Возможно, кара-кыргыз заимствовано от кыргыз-кайсак и выражает низкое происхождение кыргызов и их желание иметь благородный статус. Другое объяснение связано с точкой зрения В.Радлова о том, что слово «кара-кыргыз» возникло в связи с тем, что кыргызы долгое время отказывались принимать ислам, и за это были прозваны кара-Кафирами, то есть, черными неверующими. Однако, как заметил Ю.Шуйлер, сами кыргызы идентифицировали себя, как «кыргыз». В словаре К.К.Юдахина слово «кара» имеет множество значений, как прямого, так и переносного содержания.

К примеру, «кара кесек» – мясо без жира, «кара суук» – сухой мороз, «кара журт» – простой народ. Мы склоняемся к тому, что слово «кара», означавшее в период правления Караханидов (X в.) «сильный человек», «сильный народ», в XIX в. в устах колониальной российской власти приобрело имперский оттенок. Известно, что в отличие от казахов, у кыргызов не всегда присутствовала наследственная передача власти и социально-статусная дифференциация общества на «ак-суйек» (белая кость) и «кара-суйек» (черная кость). В социальной организации у кыргызов чаще преобладал принцип меритократии, при котором важны были личные качества и достоинства человека, претендующего на власть и управление родом или племенем. Однако система социальных отношений и ее отличия в кочевом казахском и кыргызском обществе не всегда правильно интерпретировались иностранцами и они смотрели на кыргызов, как на племя с низким происхождением, или произошедших от казахов. Запись Ю.Шуйлера о том, что слово «дикокаменный кыргыз» был инвестирован русскими, чтобы их отличать от казахов, которых они случайно и неверно называли кыргызами, является одним из первых объяснений в западной ориенталистике XIX в. Ю.Шуйлера также интересовали легенды о происхождении кыргызов и кыргызских племен. Вероятно, этот интерес был вызван и теми приоритетами, которые он обозначил для себя, будучи консулом США в России. В письме к своей сестре он писал: «История, литература, язык и мифология – это мои четыре отрасли, которых вместе связывает единственная тема – Россия».

Записав легенды о племени Бугу, происхождении кыргызского народа от красной собаки и девушек, он сделал вывод, что происхождение от животных не редкость среди племен Азии и Америки. Наблюдательный дипломат заметил, что среди кыргызов существует традиция связывать свое происхождение с героями и известными личностями. Так, он справедливо записал, что родоначальник Тагай являлся предком ряда крупных племен: Солто, Сарыбагыш, Бугу и Саяк. В работах других путешественников, к примеру, шведского исследователя Свена Гедина, француза Габриела Бонвало, американского географа Элсуорса Хантингтона отсутствуют или очень мало сведений о происхождении кыргызского народа. Они не пытались компилировать готовый российский материал, но и не расспрашивали самих кыргызов об их легендах и преданиях. К примеру, американский географ Элсуорс Хантингтон свое повествование о кыргызах начал с описания горного ландшафта и окружающей среды. Но всех западных путешественников объединяет одна особенность: они чаще называли кыргызов не собственным именем «кыргыз» или по названию племени, а по названию местности их расселения и кочевания, к примеру: памирские кыргызы, сары-колские, тянь- шаньские, кашгарские, сон-колские, иссык-кульские или кыргызы с Вахана, Ранг-куля и т. д.

С одной стороны, эта форма этнической идентификации, названная нами как «топоэтнонимическая или топоэтнонимы» отражала границы и территорию кочевания и расселения тех или иных кыргызских племен, с другой стороны, через неё фиксировались те районы, в которых путешественник побывал и проявил свою способность адаптироваться в разных природно-климатических, социально-экономических и духовно- культурных условиях. В рамках колониальной и постколониальной теории «мы–они» (we and other) природа, ландшафт, люди в чужом пространстве составляли единый враждебный и опасный комплекс для путешественника, который ему необходимо было преодолеть и утвердить свое физическое присутствие, свое европоцентристское сознание и свой голос. Идентифицируя кыргызов таким образом, путешественники отражали и приоритеты своего путешествия. Для них важнее были естественнонаучные и географические открытия, нежели исторические описания, или антропологические измерения. В целом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, для западных путешественников происхождение кыргызов не было так актуально, как для российских исследователей. К примеру, Ч.Ч.Валиханов и Н.А.Аристов придавали этому аспекту особое значение, что было необходимо в интересах российской колонизации и российской науки.

Во-вторых, в сведениях западных путешественников о кыргызском происхождении доминировали заимствованные у российских исследователей, так называемый диахронический и комплексный методы, когда в основном рассматривалась динамика и преемственность этнических процессов во времени и пространстве. Они не затронули важнейшие вопросы данной проблемы. А именно, в какой мере специфика среды обитания и хозяйства влияла на формирование этноса и развитие этнических процессов в кочевом обществе? Каким образом они отличались от подобных процессов, имевших место в оседло-земледельческих социумах и культурах?

В-третьих, в западной ориенталистике о кыргызах мало что было известно, и, вероятно, путешественник, кратко фиксируя или полностью компилируя информацию о происхождении кыргызов из российских источников, стремился обозначить свой вклад в изучение этой проблемы.

В-четвертых, адаптируя российские материалы о происхождении кыргызов, которые все же еще не были научно- выверенными построениями, некоторые путешественники транслировали западному читателю унизительные названия, такие как «дикокаменные» и «черные» кыргызы, и тем самым продолжали развивать концепцию об отсталости и дикости кочевника, известную еще со времен французских просветителей: Ш-Л.Монтескье, Ж.А.Кондорсе и др. И, наконец, в-пятых,механически перечисляя вышеназванные этнотермины, они инвестировали собственные, «топоэтнонимы», через которые, прежде всего, отражали границы проникновения европоцентристского сознания в пространственно-временной контекст кочевой культуры.

Источник: Западные путешественники и исследователи о кыргызах и Кыргызстане, bizdin.kg









 


Комментарии к

Киргизы. Происхождение кыргызов (киргизов). Часть 2:





Добавить комментарий
Имя: *

E-Mail:


Пожалуйста, ответьте на вопрос:

Сколько будет 100-50=?

Ответ:*









Присоединяйтесь к нам

Центральная Азия RSS

Центральная Азия


ТАН должны ударить земной ход ..

'RUN ED RUN' также перезапускает: назначение Кэти Тан в районе 4 (Закат) Super ...

Кланг Район мусульманин Секрет ..

KLANG: Малайзии Кланг Район Секретариат мусульманская солидарность пошлем ноту ...

SFSU Кураторы Orizomegami клас ..

Айко Кунео Ошер непрерывного образования Института Сан-Франциско государствен ...

Киргизы. Происхождение кыргызо ..

В XVIII столетии в результате завоеваний части кыргызов российскими колонистами ...

Apapa Кураторы 12-я ежегодная ..

a € ?Are вы небольшой семейный бизнес Владелец путаются требованиями доступно ...

Мацури: Фестивали Акита через ..

На выставке: Это фотовыставка, которая фокусируется на трех фестивалях в Акита ...

Verizon Wireless и MYX ТВ Праз ..

Корейский культурный демонстрация элегантной комбинации, используя только голо ...

Россия в субботу, наконец, пер ..

МОСКВА: Россия в субботу, наконец, передал отремонтированном бывшем советском а ...

На сцене: круиз через Юго-Вост ..

круиз через Юго-Восточной Азии Лили Фонг и Гвен Вонг собрал 50 своих друзей п ...

Индонезийский суд тюрьму опаль ..

ДЖАКАРТА: индонезийский суд тюрьму опального экс-главу крупнейшей исламской пар ...

ТЕСТ высокоскоростной железной ..

Калифорния высокоскоростной Железнодорожный орган сталкивается испытание своей ...

Явные признаки: "Почему сущест ..

Это был вопрос, заданный мне любопытной ТВ репортер новостей 7 мая, через три ...

Смертельная авария транспортно ..

ПЕКИН: смертельная авария транспортного средства в пекинской площади Тяньаньмэн ...

Три азиатские бренды Рекоменду ..

Более 1400 человек приняли участие в 2012 Виски Мира. Фото Нельсон Чоу. Любит ...