Страны Центральной Азии Страны Центральной Азии

Центральная Азия

Кыргызстан

Казахстан

Узбекистан

Туркменистан

Таджикистан

Учебные материалы

Случайные статьи




Китай отверг как клеветническо ..

ПЕКИН: Китай отверг как клеветнический обновленной призыв премьера Японии для П ...

Размышления о последних 50 лет ..

Армия Спасения от Сан-Франциско чтит Пия Ли с мемориальной доской 27 сентября в ...

Гонконг в пятницу объявил новы ..

ГОНКОНГ: Гонконг в пятницу объявил новый индекс здоровья качества воздуха, перв ...

Что Верховный Ct. Решения озна ..

Печатается с разрешения New America Media. Джессика Гонсалес-Рохас и Мириам ...

Свободный день семьи событие Н ..

Главный вход Виктория Манало Draves парка в SF КОГДА:. Воскресенье, 27 Октября ...

Азиатский Womena € ™ с Укрытие ..

Регистрация в Азии Womena € ™ с Укрытие в праздновании их 25-летие в субботу, ...

Филиппинских американских худо ..

Сан-Франциско, Калифорния - С началом филиппинских американской истории Месяц, ...

Эмили СПИСОК имеет чистый АУДИ ..

Верхняя Сан-Франциско женщин адвокат теперь есть список Вот сбору средств прив ...

Япония Известный Кобе говядины ..

[Фукусима Индекс NukeBlog | больше историй за 29 мая 2012] Япония Известный Коб ...

Азиатский Благотворительность: ..

ФОРУМ РАСПИСАНИЕ Полдень к 1:30 вечера - прием и обед Основной: Desh Deshpande, ...

 
Страны Центральной Азии » Кыргызстан - Общие сведения » Кыргызы. Родоплеменная структур кыргызов


Кыргызы. Родоплеменная структур кыргызов

Во второй половине ХIX – начале ХX вв. этнический состав кыргызского народа был тесно связан с устойчивой системой родоплеменного деления. Кыргыз соотносил себя с обществом через кровнородственную связь с родом и племенем. Знание своих предков до седьмого колена являлось обязательным, поскольку это знание не допускало эндогамных внутриродовых браков и подтверждало его племенную и этническую идентичность, историческое и юридическое право на основные средства производства – пастбище и скот. Западные путешественники фиксировали свои наблюдения об этой стороне социальной организации кыргызского народа. И, хотя информация о кыргызских племенах и племенной идентичности не столь объемна, как у российских исследователей , все же эта информация может дополнить и обогатить наши знания по этому вопросу, проявив специфику ее коннотации и восприятия в европейской культуре, реконструируя родоплеменные особенности и нормы, отраженные в социальной и частно-семейной жизни кыргызов до и в период российской колонизации. Принимая во внимание возрождение трайбализма в современных условиях, изучение этого вида источника также прольет свет на истоки формирования и развития племенного тождества в прошлом, преемственность методологических подходов и традиций по этой проблематике в современном западном централоазиатоведении. Известно, что происхождение политических форм, в том числе и племенных, объясняется в рамках теории сегментации.

Кыргызы. Родоплеменная  структур кыргызов


В основе сегментации этнической общности на родственные и семейно-клановые группы и подгруппы выступали определенные явления и причины, такие как кровное родство, условия климата, внешние угрозы. Также добавим и межплеменные конфликты и риски. Совершенно справедлива мысль Л.С.Васильева, что «именно в недрах племени фиксируется солидарность, которая реализуется автоматически, но подчиняется законам энтропии: сила ее убывает с увеличением дистанции, как социально родственной, так и территориальной (феномен убывающей этнической солидарности). Консолидирующий импульс возникает лишь в экстраординарной ситуации, чего оказывается достаточно для сохранения общности, которая в ординарном, обычном состоянии вновь автоматически распадается на аморфную сумму общин – каждая во главе со своим лидером» . Другим интегрирующим фактором племени выступал комплекс материальной и духовной практики, который формировал в сознании члена племени чувство тождества с территорией и необходимости ее защиты, тождества происхождения и сохранения истории, тождества культуры и языка.





В глазах западных путешественников родоплеменная организация кыргызов выступала как экзотика и примитивная форма социальной организации. Справедлива в этом отношении мысль американского исследователя Д.Эйкельмана: «"Племенные" идентичности на первый взгляд могут показаться более экзотичными для западных людей, чем идентичности, построенные на родстве, религии, или квартале города» . Но столкнувшись с миром кочевников, где люди группировались не по классовому, профессиональному или гендерному признаку, а по племенному тождеству, западные путешественники не пытались объяснить его происхождение и сущность. Из информации западных путешественников очевидно, что, несмотря на то, что российская колониальная власть использовала жесткие попытки устранить все действующие и потенциальные альтернативы государственной власти, родоплеменная система кыргызов в XIX в. имела сравнительно устойчивый характер в структурном и организационно-управленческом отношении.

К примеру, реформы царской России в Центральной Азии в 1867, 1876, 1881 гг. были направлены на дисперсное расселение кыргызских племен через их прикрепление к административно-территориальным единицам четырех областей Туркестанского генерал-губернаторства – Сырдарьинской, Семиреченской, Ферганской и Самаркандской. Внутриплеменная иерархия также, как и в прежние века, организовывалась по мужской линии с закреплением мужских имен в качестве названий родов племени. Отметим, что в совокупности антропокомпонентные этнонимы составляют 65–70% кыргызских родоплеменных названий. Племена правого и левого крыльев и племенная конфедерация Булгачи–Ичкилик имели определенный ареал кочевания, границы которого были обозначены с давних времен и их соблюдение легитимизировалось адатом – традиционным правом кочевников. Однако, как сообщают источники XIX в., факты нарушения границ кочевания и выпаса скота в пределах чужого пастбища были нередки.

Кыргызы. Родоплеменная  структур кыргызов


В целом, немногие объединенные попытки таких видных исторических личностей среди кыргызской родоплеменной верхушки, как Ормон-хана, Боромбая или Алымбека-датки подчинить себе путем барымта соседних биев и манапов, говорит о наличии центростремительных тенденций в раздробленном и разобщенном кыргызском социуме ХIХ в., но они встречали встречное сильнейшее сопротивление множества соплеменников – представителей центробежных сил в лице родоначальников «своего» племени, а не только других «чужих» родов и племен.

Проявления родоплеменного сепаратизма в кыргызском обществе имели прямые аналогии с децентрализованной властью в обществах других народов Центральной Азии, к примеру, у казахов и узбеков. Значительное внимание родоплеменной структуре кыргызов придавал и американский дипломат Юджин Шуйлер. Из одиннадцати записанных им названий кыргызов десять соответствуют записям Ч.Ч.Валиханова. Племена Бугу, Сарыбагыш, Солто, Саяк, Чон-багыш, Черик и Бассыз, составляющие племена правого крыла, расселялись по всему Тянь-Шаню, в районах рек Текес, Нарын, Чу и оз. Иссык-Куль. Также как и Ч.Ч.Валиханов, он отнес племена Бассыз и Чон-багыш к племенам правого крыла, тогда как эти племена принадлежали к левой конфедерации племен. Левое крыло составляли Мундуз, Сару, Кушчу и Ктай, расселявшиеся на Памиро-Алае.

Согласно санжыре – кыргызской генеалогии, племя Кушчу относилось к правому крылу племен и расселялось в пределах современной Таласской области. Ю.Шуйлер записал, что численность кара-кыргызов внутри пределов российского владычества, то есть в Русском Западном Туркестане составляет около 200 тыс., а в Китайском Восточном Туркестане и Коканде их численность равняется около 150 тыс. человек 191 . Отметим, что согласно первой Всероссийской переписи населения в 1897 г., кыргызов насчитывалось 663 тыс. 192 , то есть, с момента путешествия Ю.Шуйлера в 1873 г. за 24 года прирост населения составил 313 тыс. человек, или выросло на 89%.

Прирост населения был заметен и по отдельным городам и поселениям. Так, в 1897 г. город Ош насчитывал 34157 чел., опережая Верный, в котором проживало всего 22744 тыс. жителей . В целом, основываясь на математических методах исчисления численности населения, современные демографы пришли к выводу о том, что, если бы не восстание 1916 г., численность кыргызов в самых густонаселенных и полиэтнических Пржевальском и Пишпекском уездах Семиреченской области в 1917 г. составила бы в среднем 357,6 тыс. человек вместо 324 тыс. В результате этого восстания лишь только по двум уездам общие демографические потери составили 33,6 тыс. человек . У других путешественников информация о родоплеменном составе кыргызов встречается реже. Французский путешественник Габриэл Бонвало упоминал племя Ичк (вероятно, ички – Ч.Т.), приближаясь к долине Ички в районе оз. Ранг-кул. К этому племени принадлежал Саттикул, один из проводников французской экспедиции . Будучи в Алае, шведский географ Свен Гедин записал названия и численность нескольких кыргызских племен. «В Дараут-кургане – 20 кибиток, Алтын-Дере и Тус-дере живут теит-киргизы – 45; в Кашка Суу теит и чала-теит киргизы – 20; в Джиптыке жоош-киргизы – 10 и в Кок-су – найман киргизы – 20. В Кызыл-Ункур – найман-киргизы – 50; в Каратегине кипчак, найман и кара-теит киргизы. Всего здесь насчитывалось 270 кибиток» . Опять же, Свен Гедин фиксировал эти племенные названия не с целью их изучения, а с целью фиксации собственного пребывания в различных труднодоступных местах Памира. Таким образом, рассмотрение родоплеменной структуры кыргызов в контексте трудов западных путешественников во второй половине XIX – начале XX вв. приводит к следующим выводам.

Во-первых, сведения о кыргызском родоподразделении кратки и неравномерны, что является следствием разности целей и задач западных путешествий, а также и тем, что оценка численности племен и их внутреннего устройства могла вызвать беспокойство и подозрительность царских властей по отношению к ним.

Во- вторых, их информация отражает то, что родоплеменная система кыргызов являлась устойчивой формой общественной организации, а племенная идентичность отражалась во многих аспектах жизнедеятельности кыргызов. Более того, для кыргызских племен родоплеменная идентичность была доминантной и ведущей по сравнению с этнической и религиозной.

В- третьих, экономические, социально-политические трансформации, привнесенные российской колонизацией в кыргызское общество, отчасти повлияли на структуру и механизм кыргызского родоподразделения.

С одной стороны, создавая низовые административно-территориальные органы власти и управления – волости, российский колониальный аппарат преследовал идею достижения дезинтеграции кыргызских племен. С другой стороны, наделяя этой властью кыргызскую патриархально-феодальную верхушку, колониальная администрация способствовала консервации и устойчивости родоплеменных политий, так как именно родоплеменная элита более всех была заинтересована в укреплении родоплеменных уз и связей.

Источник: Западные путешественники и исследователи о кыргызах и Кыргызстане
Ссылка: /elib/kitepter/pdf/batysh_sayakat_kyrgyzdar.pdf
Автор книги: Ч. Дж. Турдалиева









 


Комментарии к

Кыргызы. Родоплеменная структур кыргызов:





Добавить комментарий
Имя: *

E-Mail:


Пожалуйста, ответьте на вопрос:

Сколько будет 100-50=?

Ответ:*









Присоединяйтесь к нам

Центральная Азия RSS

Центральная Азия


Построение расовой справедливо ..

На этой неделе, страна будет отмечать 50-ю годовщину Марша на Вашингтон за раб ...

Китай должен принять «лишние» ..

ПЕКИН: Китай должен принять «лишние» контрмеры после спорной войны храм визита ...

KSWa € ™ с APAture Витрины Bay ..

Сан-Франциско a € "В октябре этого года, Кирни-стрит Семинар (KSW), после чет ...

Ricefield Коллективное: ручной ..

Итаке, штат Нью-Йорк - Ricefield коллективной переосмысливает традиции с запус ...

Бангладеш полиция открыла огон ..

DHAKA: Бангладеш полиция открыла огонь водометы и ружья на оппозиционных демонс ...

Бесплатный показ документально ..

Бесплатный показ документального фильма The Untold Story: интернирование америк ...

Наша Торнадо Малыш и UC Fuller ..

Мур Торнадо Мальчик К настоящему времени все видели опустошение торнадо, обруши ...

Бостон Бомбардировщики a € "От ..

САН-ФРАНЦИСКО a € "Поскольку история из братьев Царнаев разворачивается - от ...

Позвольте мне считать ПУТИ

По меньшей мере два выходы новостей на 23 мая есть разные версии SF-демократи ...

Кыргызы. Родоплеменная структ ..

Во второй половине ХIX – начале ХX вв. этнический состав кыргызского народа бы ...

Чем больше проходит времени с ..

Ormoc, Лейте: Чем больше проходит времени с момента Тайфун Хайянь сеют хаос в ц ...

Potstickers Назад Далее четвер ..

Potstickers будет выключен сегодня и вернуться в следующем четверг, 31 январю. ...

Будет Вьетнам Лигалайз Веселый ..

В настоящее время горячая на киноэкранах в Азии является a € ?Hot Boy Ной займа, ...

Судья Delbert Е. Вонг площади, ..

Судья Delbert Е. Вонг площадь посвящен в Лос Angelesa € ™ Чайнатаун ??1 марта. ...