Страны Центральной Азии Страны Центральной Азии

Центральная Азия

Кыргызстан

Казахстан

Узбекистан

Туркменистан

Таджикистан

Учебные материалы

Случайные статьи




США мозгового центра в пятницу ..

ВАШИНГТОН: США мозгового центра в пятницу оспаривается исследование, что ядерна ...

10 Сан-Франциско Художники стр ..

В течение следующих 2-х месяцев, 10 Совместные Арт-проект стипендиатов, размещ ...

Серебренные украшения кыргызов

Территория Киргизии оказалась буквально насыщенной памятниками самых разных эпох ...

ОСА Сан-Матео сборщик денег Ус ..

26-й ежегодный сбор средств и награды OCA Сан Матео ГАЛА является главным собы ...

Алина Пауэлл Показывает Home V ..

[Демоны и Святые: Убийство Сьюзен Кокс Пауэлл семьи] Ia € ™ ви создал сайт книг ...

Эд Ли не имеет отношения к Дью ..

Слишком рано? Это два года в преддверии 2015 мэра стартового но тенденции пох ...

Фокс получает F / Неполное В е ..

ЛОС-АНДЖЕЛЕС a € "в 12 лет Азиатско-Тихоокеанского американские СМИ коалиция (A ...

7-й ежегодный Мисс Национальны ..

Сан-Франциско имеет самый большой азиатское население на Западном побережье. В п ...

Антиправительственные протесту ..

Бангкок: Антиправительственные протестующие продолжали блокирование мест для ре ...

УЛИЦА ЕСТ: грандиозный Дегуста ..

Emeryville, Калифорния - OneVietnam недавно объявила звездный шеф-повар шипованн ...

 
Страны Центральной Азии » Кыргызстан - Общие сведения » Скотоводство и земледелие кыргызов


Скотоводство и земледелие кыргызов

На протяжении трех тысячелетий кочевое скотоводство являлось основной формой хозяйства кыргызов. Интенсивное подвижное скотоводство, когда скот находился круглый год на подножном корму, было обусловлено особым физико-географическим ландшафтом и экологической средой. Как отражение естественного и постоянного механизма использования природных ресурсов сезонные перекочевки делились на зимние – кыштоо, весенние – жаздоо, летние – жайлоо и осенние – кuздoo. Для зимних пастбищ использовались долины и межгорные лощины, которые в то же самое время являлись естественными средствами защиты стад от снежных буранов и ветров. Осенние и весенние пастбища обычно размещались на близлежащих от зимовок земельных угодьях, которые рано освобождались от снежного покрова. Летние пастбища располагались в межгорных альпийских долинах сравнительно с обильным растительным покровом и наличием естественных водных ресурсов. Особенности географической среды и потребности жизнеобеспечения кыргызов определили и видовой состав стада. Кыргызы разводили овец и лошадей, некоторые виды крупного рогатого скота, верблюдов и яков. В новое и новейшее время в различных местах Кыргызстана соотношение различных видов и численности домашнего скота в составе стада менялось в зависимости от внешней и внутриполитической обстановки. Однако в период присоединения к России и российской колонизации явно преобладал местный рыночный скот – овцы (хотя разводились в небольшом количестве и козы).

Скотоводство  и  земледелие  кыргызов


Скотоводческая продукция являлась источником не только внутриплеменного потребления, но и источником установления и развития торгово-экономических отношений с оседло-земледельческими народами, а животноводческое сырье – исходным материалом для развития домашних промыслов и ремесел. Эти и другие характеристики кочевой экономики кыргызов обнаруживаются в трудах западных путешественников. Хотя отметим, что не все путешественники обращали пристальное внимание на хозяйственные занятия кыргызов. Некоторые, полагаясь на материалы российских исследователей, адаптировали готовую информацию, а другие, напротив, как, например, американский географ Элсуорс Хантингтон, пытались рассмотреть экономику кыргызов в контексте собственных научных положений и концепций. Более того, Хантингтон, находясь в поисках подтверждения собственных географических предположений и теорий, продолжал идеи своих предшественников об отсталости кочевников, и один из первых в западной востоковедческой школе поставил вопрос о влиянии климата на развитие человеческого общества, в том числе и кочевого. В связи с этим, сопрягая материал Э.Хантингтона со сведениями других западных путешественников и используя информацию российских исследователей второй половины XIX – начала XX вв., проанализируем экономику кыргызов в изучаемый период.





Почему известный американский географ, профессор Гарвардского университета Элсуорс Хантингтон, автор более чем 20 книг и более 200 статей, посвященных социальной географии, которые и сегодня не теряют своего значения и продолжают вызывать дискуссии, в 1903 г. в составе экспедиции Рафаила Пампелли, а затем в 1905–1906 гг. совместно с Робертом Л.Барретом совершил марш-бросок в Центральную Азию? Элсуорс Хантингтон (1876–1947) вырос в США, в религиозной семье и пуританской атмосфере, в которой, вместе с тем, присутствовало уважение к достижениям современной науки, в частности географии. После завершения колледжа в 1901 г. он стал студентом Гарвардского университета и воспитанником известного профессора географии Вильяма Дэвиса. Совместная полевая работа в юго-восточной части Америки дала Э.Хантингтону толчок для изучения причин аридности, то есть засушливости почвы, но мысли о связи окружающей среды и социальных событий были внесены ученым Рафаилом Пампелли, известным своими геолого- географическими исследованиями в Восточной Азии. В 1903 г. Рафаил Пампелли, получив финансовую поддержку от Эндрю Карнеги, известного американского покровителя науки и культуры, снаряжает экспедицию в Центральную Азию. И как видим, не случайно Э.Хантингтон оказался важным участником экспедиции, которой, согласно архивным документам, всяческую помощь оказывала и местная российская администрация. Более того, в XIX в. бурный рост научно-технических открытий и исследований о новых территориях и культурах усилил дискуссии на Западе о человеческой цивилизации и факторах ее развития, хотя эти идеи не были неожиданны и в более раннее время. Выдвигались теории, экстраполирующие эволюционизм в естествонаучных науках на развитие человеческого общества, при котором антропологи и историки придерживались идеи о единстве человеческого рода, а, следовательно, единообразия культурного развития племен и народов. Другая теория, называемая географическим детерминизмом отражала зависимость социальной истории от окружающей среды.

Согласно ей, основным и главным детерминатором экономического, социально-политического и культурного развития человеческой цивилизации, взлетов и упадка государств и народов является природа и ее локальные географические особенности. И в этом смысле идея Э.Хантингтона рассмотреть различные системы окружающей среды и их влияние на развитие человеческих историй и культур была в духе времени и научной конъюнктуры. Но он сделал это специфичнее. Э.Хантингтон выдвинул теорию о влиянии климата и адаптации человеческого общества к нему. Данная теория и поныне вызывает неоднозначную реакцию. По мнению современных западных авторов, «несмотря на его полезные научные исследования, его теория о климате ...дала географии плохое имя, и Э.Хантингтон зашел слишком далеко». Насколько далеко Э.Хантингтон зашел в применении своей концепции к кочевой действительности рассмотрим в данной главе. Известный социальный географ писал, что «важность климата и его изменений в истории и других родственных науках полностью никогда не отражались. Это климат вызывает широкое различие между эскимосами и восточными индийцами; это климат, который неотразимо искушает арабов быть грабителями и кочевниками одновременно; и позволяет итальянцам легко культивировать землю». Для доказательства своей теории на примере азиатских народов он исколесил и прошел пешком по северу Индии, Ирану, Восточному и Западному Туркестану, Монголии и Тибету, затем опубликовал книги с интригующими названиями «Горы Туркестана» (1905) и «Пульс Центральной Азии» (1907). Отметим, что многие западные авторы выбирали для своих книг громкие и интригующие названия, которые сиюминутно заинтересовывали читателя, намекая на приключенческо-научное содержание и героизм автора в труднодоступных местах. К примеру, книга английского офицера Френсиса Янгхазбэнда названа «Сердце континента», у французского экспедитора Габриеля Бонвало – «Через сердце Азии», а у английской путешественницы Эллы Сайкс – «Через пустыни и оазисы Центральной Азии». По мнению Э.Хантингтона, человеческая история подчинена географическому фактору, а именно климатическим изменениям, которые происходят в результате солнечной активности, то есть пульсации ее энергии.

Скотоводство  и  земледелие  кыргызов


Так, ледниковый период представлял один из длительных этапов солнечной пульсации, после которой наступил холод и усилилась влажность, а это, в свою очередь, вызвало миграцию человеческих сообществ в более теплые районы земного шара. Другой период, начавшийся в III в. до н. э., напротив, характеризовался заметным потеплением и засушливостью климата, что опять-таки вызвало человеческую мобильность и социально- экономические адаптационные вариации. Именно изменения климата в Центральной Азии за последние две тысячи лет привели к возникновению, устойчивости и невозможности изменения таких экономических систем, как номадизм в горной замкнутой окружающей среде, и земледелие в оазисах и долинах. Он пришел к выводу, что не только экономическая жизнь подвержена климатическому воздействию, но и психологические особенности этноса, его характер и привычки формируются в силу влияния климата. Так, народы засушливых районов, являвшиеся более цивилизованными и могущественными в прошлом, сегодня в упадке. Некогда слабые и дикие народы холодных и влажных поясов и зон, сегодня характеризуются как сильные и могущественные. Такие страны, как Италия, Греция и Испания, занимающие территории между этими географическими зонами, заняли промежуточную позицию в цивилизационном ранжире Э.Хантингтона. Они – позади холодных стран с высокой влажностью, таких как Швеция, Англия и Германия, но они впереди засушливых земель, таких как Персия, Аравия и Алжир.

В значительной степени теория Э.Хантингтон, объясняющая механизм адаптации человеческих культур к различным климатическим нишам, совпадает с идеями и положениями английского историка, основателя цивилизационного подхода в изучении человеческой истории Арнольда Тойнби, хотя английский историк пошел далее своего американского учителя, отражая тотальное господство природы в возникновении, развитии и упадке человеческой цивилизации. Идея Э.Хантингтона о том, что окружающая среда, а точнее, изменение климата и его устойчивость во времени ограничивают, а иногда и вовсе не дают развитие кочевой экономики и кочевым народам, в определенной степени смыкается с идеей современного казахского исследователя Н.Э.Масанова, который считает, что главной структурной особенностью кочевого способа производства являются биологические средства, которые в силу сильного экологического прессинга не могут качественно изменяться, а, следовательно, ограничивается развитие самой кочевой экономики. Возвращаясь к кыргызам и их скотоводству, отметим, что еще до своего путешествия в регион, Э.Хантингтон ознакомился с трудами китайского монаха Чжан Цаня, английских исследователей Ауреля Стейна и Фрэнсиса Янгхазбэнда, работы которых стали для него надежными первоисточниками. Также не исключено, что его познания о регионе пополнились и благодаря тому, что после окончания колледжа в 1897 г., он преподавал в миссионерской школе в Харпуте на востоке Турции.

Однако ему было необходимо глубже изучить отдельные районы региона, их топографические, гидрографические, и, безусловно, климатические особенности. Как было отмечено выше, непосредственное знакомство с регионом произошло с мая 1903 по июль 1904 гг., когда он находился в Туркестане в составе экспедиции Рафаила Пампелли. По Э.Хантингтону, Центральная Азия включала такие территории, как Афганистан, Балужистан (Белужистан – юго-восток Ирана, Ч.Т.), Северная Индия, Тибет, Китай и азиатская Россия. На сегодняшний день, безусловно, его картирование коррелируется существованием в регионе пяти новых постсоветских азиатских республик. В своей книге «Пульс Центральной Азии» он посвятил кыргызам пятую главу, названную им как «Кыргызские номады и влияние высоких плоскогорий». Он называл кыргызов «магометанскими» и «туранскими» кыргызами. Вполне возможно, что на Э.Хантингтона повлияла идеология джадидизма, позиция которого была сильна в Турции в XIX – начале XX вв. и которая преследовала цель объединения туранских народов, то есть, народов с тюркскими корнями на основе мусульманской религии. В этой главе и затем в других главах отражается попытка автора показать взаимосвязь климата, горной окружающей среды с кыргызским кочевником, уровнем его экономических, физических и ментальных способностей. Э.Хантингтон побывал среди кыргызских племен, кочевавших на Иссык-Куле, Сон-Коле, в Нарыне и Восточном Туркестане. Он сравнивал их между собой, а также с племенами и народами других регионов и территорий, которые уже прошли его анализ. Методы, которые он использовал, а именно – погружение в изучаемую среду, наблюдение за местными людьми и нередко участие в их повседневной жизни и трудовой практике, не отличаются от современных антропологических методов и подходов.

Поиск для подтверждения своей теории он начал с повествования об окружающей горной среде. «Возвращаясь к нашему главному предмету, первая и самая важная географическая особенность Тянь-Шаньского плато, как мы видим, – это памиры или равнины, богатые травой. Они определяют характер животных, включая и жизнь человека. Климат так холоден, и снег лежит так долго, что животные не могут постоянно обитать на плато в большем количестве, если они не зимуют как многочисленные сурки, или мигрируют как птицы; и даже птицам не легко найти пищу из-за дефицита насекомых и сорняков с большими семенами. Все же в течение летних месяцев условия почти идеальны для травоядных разновидностей животных. Человек может легко повернуть этот факт в своих интересах, если он привыкает к постоянному движению. В течение лета богатые, травянистые нагорья способствуют увеличению веса миллионов овец и рогатого скота, но перед зимними снегопадами необходимо отгонять скот вниз к сухим открытым равнинам, или к защищенным долинам, в любой из которых можно разместить животных, в которых выбор бедный, по сравнению с богатыми летними пастбищами». Верно отмеченная Э.Хантингтоном специфика кочевой экономики, отражает сезонность миграции, правильный выбор маршрутов, вегетационное качество пастбищ и в целом, соотносится с исследованиями Ч.Ч.Валиханова, Н.И.Гродекова, А.Волконского и др. Ч.Ч.Валиханов хорошо был осведомлен об источниках успешного скотоводства. «Земля, достаточная для прокормления целого города, не будет удовлетворять одного киргизского (казахского – Ч.Т.) аула, ибо каждый аул должен иметь особое зимовье – место с зимними пастбищами, особые пастбища для весенних, осенних и летних пастбищ». И хотя Ч.Ч.Валиханов писал о казахском скотоводстве, но сказанное в известной степени относится и к кыргызскому скотоводческому хозяйству. В центрально-азиатском регионе многовековая практика разведения скотоводства свидетельствует о том, что наличие обширных пастбищ для скота, их качество и удобство расположения было и продолжает оставаться важным фактором успешного развития скотоводства.

На состояние скотоводства также влияло время вызревания различных трав на пастбище и особенности солнцестояния. В жаркое время из-за отсутствия травы в равнинах и предгорьях увеличивалось количество насекомых, и во избежание эпизоотии, скот отгоняли высоко в горы, на альпийские луга и горные лощины. Согласно Э.Хантингтону, у кыргызских племен смена кочевок происходила дважды в год. Однако известно, что у кыргызов практиковался круглогодичный цикл кочевания, включавший четырехразовую смену пастбищ: весенняя, летняя, осенняя и зимняя. В течение года скот находился на подножном корму, без заготовки впрок. Эти характеристики позволили современным авторам сделать вывод, что кыргызские скотоводы до второй половины XIX в. рационально использовали пастбища и не испытывали особого недостатка в пастбищных угодьях, кроме зимних. Как нам представляется, информация Э.Хантингтона отражает результат аграрной политики Российской империи в Центральной Азии в начале XX в., когда пастбища кыргызов в долинных местностях экспроприировались в пользу переселенцев из России, и тем самым, сокращалось количество и продолжительность кочевок у отдельных родов и племен. Согласно Положению царского правительства от 1867 и 1891 гг., земли кочевников были признаны государственной собственностью, и за тридцать лет колонизации с 1868 по 1883 годы в Семиреченской области, куда входила и территория Северного Кыргызстана, были созданы 36 русско-украинских поселений с проживанием 2500 семей.

И хотя с 1896 по 1905 гг., Туркестанский край был официально закрыт для переселения, тем не менее, стихийная миграция переселенцев из российской глубинки не прекращалась, и таким образом, к 1906 г. в Туркестанском генерал-губернаторстве насчитывалось уже 77 тыс. переселенцев, большинство из которых обжило вышеназванную область. Наблюдая перекочевку кыргызов в районе р. Нарын, и в которой он сам принимал непосредственное участие, Э.Хантингтон отмечал именно те детали, которые уточняли, либо подтверждали его климатическую теорию. Он считал, что кыргызская семья должна следовать за мужчиной, так как было небезопасно оставлять женщин и детей в долине. Однако не меры безопасности заставляли кыргызского мужчину, его семью, род и племя находиться в движении и быть мобильными, а забота о скоте и необходимость его выпаса на различных пастбищах. По мнению Э.Хантингтона, все мужчины, и богатый, и бедный, должны перемещаться одинаково часто, и потому, даже самый богатый не может иметь очень большого или роскошного жилья. Это сведение американского ученого также вызывает некоторое возражение, поскольку в перекочевке усматривалась социальная и имущественная дифференциация членов рода или племени. Большое количество скота было сосредоточено в руках богатых и влиятельных скотоводов, и от размера стада и его видового состава зависели и частота и дальность кочевок у кыргызов. Бедные скотоводы из-за недостаточного количества скота, нанимались к богатым сородичам и получали «саан», то есть, небольшое количество скота на прокорм семьи. Перекочевка кыргызов в описании Э.Хантингтона выглядела как большой беспорядок, а его эпитеты «глупые овцы», «неуклюжие верблюды», «хаос», прежде всего, отражают его внутреннее эмоционально- психологическое состояние в момент путешествия.

Скотоводство  и  земледелие  кыргызов


«Десять или пятнадцать кибиток были рассеяны на равномерном зеленом склоне между крутыми серыми утесами. На одной стороне – сотни глупых овец столпились в центре стада; на другой – стада ржущих, лягающих лошадей, жирных кобыл, и игривых жеребят были размещены вместе с крупнорогатым скотом и верблюдами – неуклюжими двугорбыми животными, выглядящими странно неуместными среди высоких гор, и смешными в войлочных покрытиях, накрытых на них, чтобы держать их в тепле и сухими. Деревня была в страшном беспорядке. Разобранные кибитки лежали на земле вместе с домашними вещами, разбросанными вокруг них. Предстояло перемещение, и мужчины, женщины, и дети деловито делали приготовления для этого. Медленно двигающиеся и блеющие стада овец, были уже отогнаны на рассвете, но остальная часть животных развлекала себя среди руин палаток, которые необходимо было упаковать для переезда». Однако Г.Лансдел, отмечал перекочевку кыргызов, как праздничный аспект и организованную процессию. Материалы дореволюционных российских путешественников также подтверждали, что перекочевка являлась одной из ярких и радостных событий в жизни кыргызского номада. Кыргызы устраивали игры, угощения, и аильчане надевали свои самые лучшие наряды. Перекочевка требовала учета множества факторов: соблюдение очередности прогона скота, определенная скорость движения, в особенности овец и коз, прогнозирование метереологических условий. Все эти мероприятия не были заметны для Э.Хантингтона, и ему казалось, что скот пасется сам по себе, а кочевник не обременен никаким трудом. Более того, племя можно было найти в местах его летовки или зимовки, поскольку они были закреплены за ним издавна. Как заметил С.Гедин, без предварительного соглашения другой аул (аил – прим. Ч.Т.) не имел права вторгаться в эти пастбища.

За очень редким исключением, например, в период социально-политической и военной дестабилизации, или когда пастбище отдавалось на некоторое время в аренду другому племени, невозможно было обнаружить племя или род в прежних местах его кочевания. Перекочевка с зимних пастбищ начиналась ранней весной от начала таяния снегов до начала весенней вегетации трав. Скот содержался на весеннем пастбище 2–2,5 месяцев до тех пор, пока у овец и лошадей не появлялся молодняк. В мае начинался перегон скота на летние пастбища. Как верно заметил Г.Лансдел, перекочевку скота на летнее пастбище начинали с верблюдов и лошадей, потом яловых коров и валухов и, в последнюю очередь, овец с ягнятами. Отметим еще раз, что скорость движения стада была умеренной. Кыргызские скотоводы ориентировались на скорость мелкого рогатого скота, который не должен был проходить в день более 30 км. Дальновидные скотоводы гнали скот не быстрее чем 10–15 км в день. Это было необходимо, чтобы обезопасить домашних животных от дорожных травм и снижения продуктивности, накопленной ими за зиму. На летнем пастбище сородичи, разбивались на более мелкие общины в 3–7 юрт, и такого рода небольшая кооперация была необходима для обеспечения хорошего выпаса, охраны и ухода за молодняком. В середине октября начинался отгон скота на осенние пастбища, а иногда и раньше, поскольку на высокогорных пастбищах уже в конце июля – августа становилось холодно. Спуск в долины и движение скота вниз также имел свой порядок. Для утрамбовки заснеженных дорог сначала перегоняли лошадей, после которых рогатый скот, затем пускали овец и лошадей с вьюками. На осенних пастбищах, кыргызы также занимались серьезной работой. Проводили спаривание и стрижку овец, причем особое внимание придавалось времени стрижки.

Шерсть, состриженная в конце сентября, считалась лучшей, и она ценилась дороже весенней. В начале декабря кыргызы начинали перекочевку на зимние стоянки. Выбор зимних пастбищ диктовался удобством содержания разного вида скота в холодное время. Выбирались места с густой и высокой травой и небольшой толщиной снежного покрова, а также такие зоны, где снег сдувался ветром. Учитывались и особенности зимнего солнцестояния, и потому зимой скот выпасали на солнечной стороне, где было меньше снега. Известно, что кыргызы вплоть до начала XX в. специально не строили загонов для скота, а в период окота овец ягнята нередко содержались в юрте, в которой проживали сами кыргызы. Английская путешественница Элла Сайкс писала, что она часто обнаруживала ягнят за юртой и как только она открывала висячую дверь (тuuрдук – прим. Ч.Т.), они тут же ее посещали, готовые стать друзьями незнакомой гостье. Лишь некоторые богатые скотоводы держали отдельные юрты, либо сооружали загоны, использовавшиеся в качестве помещения для молодняка. Если мерилом богатства в западном обществе того периода, да и сегодняшних дней является наличие капитала и его вложение в эффективную и доходную сферу, то для кыргыза количество скота определяло его материальный достаток и социальный статус. Это отмечалось Э.Хантингтоном и другими западными авторами. Англичанка Элла Сайкс писала: «Он (то есть, кыргызский мужчина – прим. Ч.Т.), перечисляя свои владения, первым делом упоминает верблюдов, яков, лошадей, овец и коз, отослав жену и детей в конец». Будучи в 1898 г. у кыргызов в Кашгаре, леди Макартни, жена британского консула Джорджа Макартни отмечала: «Богатство мужчины измеряется не количеством денег, которое он имеет, а количеством животных, которыми он владеет. И он использует их как деньги при покупке».

Российские путешественники также отмечали материальную ценность скота в мировоззрении кыргызов. Записи Э.Хантингтона также позволяют рассмотреть видовой состав скота кыргызов в начале XX в., который включал овец, лошадей, верблюдов и крупный рогатый скот. Его сведения дополняются записями других исследователей-путешественниц, информативность которых усиливается, благодаря их гендерным особенностям. Если мужчины-путешественники лишь перечисляли разновидность скота и их численность, то женщины- путешественницы отражали детали и характеристики, незамеченные или пропущенные мужским взором. К примеру, английский миссионер Генри Лансдел сухо писал, что «кара-киргизы не так богаты, как казахи Великой и Малой Орды. Очень мало среди них тех, кто владеет 2000 лошадей или 3000 баранов. Но они выращивают быков, используемых для транспортировки в горах. Их коровы большие, но дают мало молока, зато яки, называемые кудос (прав. Котос – Ч.Т.) дают очень много молока. Овцы принадлежат к курдючной породе». Наряду с лошадьми, верблюдами, коровами английская путешественница Элла Сайкс отмечала в Оше курдючных овец, вызвавших у нее неподдельное удивление. Она записала, что овцы имели «думба», правильнее «думбo», то есть, курдюк. Согласно С.Гедину, численность скота у кочевавших на Восточном Памире кыргызов, выглядела таким образом. Численность скота у 270 кыргызских хозяйств-юрт на Алае составляла 20580 овец, 1703 яков, 383 верблюдов и 280 лошадей, а у кыргызов местности Найза-Таш в районе оз. Ранг-кул, аил которых состоял из 5 кибиток имелось 400 голов овец, 40 яков, 7 верблюдов и 3 лошади. То есть, количественный состав стада у южнокыргызских племен позволяет судить о преимущественном разведении овец и яков, последние в силу хорошей приспособленности к горным условиям Памира-Алая и Тянь-Шаня постепенно вытесняли крупный рогатый скот. Хотя эти данные С.Гедин взял у русских офицеров, но и в этом случае, численность скота может быть заниженной, так как кыргызы не всегда охотно давали информацию о точном количестве скота в стаде, боясь чрезмерного налогообложения или суеверий, таких как сглаз или порча. История развития овцеводства в Кыргызстане показывает, что кыргызы издавна разводили овец двух пород – курдючных и тонкорунных, или как еще их называли в российских дореволюционных источниках – овец калмыцкой породы.

Скотоводство  и  земледелие  кыргызов


Овцы курдючной породы были менее прихотливы к корму, давали больше мяса и лучше были приспособлены к местным условиям, а овец калмыцкой породы держали ради шерсти. Отметим, что в современном овцеводстве попытки скрещивания тонкорунных овец с неместными породами – типа гиссарских и эдельбейских, а также с местными грубошерстными привели к снижению и даже риску исчезновения овец тонкорунной породы. Таким образом, анализ сведений западных путешественников о скотоводстве кыргызов в изучаемый период позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, несмотря на то, что их информация была лаконична и описательна в сравнении со сведениями российских путешественников, очевидно, что скотоводство кыргызов продолжало носить экстенсивный характер с постоянной сменой пастбищ. В весенне-летнее время и раннюю осень скот находился в высокогорье на летних пастбищах, а зимой кыргызы спускались в долину на перезимовку. Стадо находилось на естественном подножном корму, и кыргызы не сооружали специальных помещений для содержания скота и не заготавливали корм впрок. Хотя в конце XIX столетия в связи с прибытием русских переселенцев, кыргызы, ощущая дефицит в зимних пастбищах и фуражном зерне, постепенно начинают сооружать из подручных материалов – камней и деревьев – загоны для скота и заботиться о зерновых посевах более серьезно.

Во-вторых, все же западные путешественники рассматривали скотоводство, как единственно возможное занятие кыргызов, причем непродуктивное по своему характеру. Согласно их мнению, жизнь кыргыза вписана в ритм скотоводческих нужд, и многочисленные стада и люди есть одно неделимое целое. Вольно пасущиеся стада, сезонная миграция с одного пастбища на другое с песнопениями, организацией спортивных игр формировали в сознании путешественника идиллическую картину о скотоводстве, при котором отсутствует тяжелый физический труд, особенно мужской, но присутствует полная зависимость кочевника от окружающей среды. Анализ кыргызского земледелия во второй половине ХIХ – начала ХХ вв. в контексте сведений западных путешественников отражает следующие выводы.

Во-первых, будучи вспомогательной отраслью хозяйства, у кыргызов Прииссыккулья, Внутреннего Тянь-Шаня и Памиро-Алая оно являлось сравнительно распространенным их занятием, причем еще задолго до присоединения Кыргызстана к России и появления русских крестьян- переселенцев.

Во-вторых, в конце XIX – начале XX вв. обнаруживается неравномерный характер развития земледельческих работ среди кыргызского населения. Так, на территории севера Кыргызстана начинают выделяться более развитые земледельческие районы, такие как восточное Прииссыккулье, где посевы зерновых культур перерастают рамки внутриплеменного и внутри-аильного потребления и начинают экспортироваться в различные районы Семиреченской области. Но, тем не менее, масштабы земледельческих занятий на севере по сравнению с югом Кыргызстана были скромнее. В-третьих, с другой стороны, российская колонизация и аграрная политика царизма определенным образом усилила традиционную установку о непочетности и непрестижности земледельческих занятий.

Скотоводство  и  земледелие  кыргызов


Как верно отмечали путешественники, им занимались бедные скотоводы «эгинчи». Ни один из западных путешественников не отмечал признаков полной оседлости кыргызской семьи или рода ни на севере, ни на юге. Если таковое они заметили бы, то непременно указали бы на это, так как по мнению большинства западных путешественников, Российская империя выступала как актор (от слова «акт» – прим. Ч.Т.) цивилизации и просвещения кочевых народов и племен Центральной Азии. Несмотря на пастбищный дефицит, кыргызы все же неохотно включались в процесс оседания и занятия земледелием и, возможно, эта позиция в определенной мере являлась формой их социального протеста против земельной политики Российской империи.

Источник: /elib/kitepter/pdf/batysh_sayakat_kyrgyzdar.pdf
Автор книги: Ч. Дж. Турдалиева









 


Комментарии к

Скотоводство и земледелие кыргызов:




Игры сегодня – один из любимых и простых вариантов не только потратить свободное время, но и получить большое удовольствие от игры. Самые увлекательные и самые крутые игры вы отыщите на нашем игровом портале Развлечения – всегда лучшая часть жизни человека, а нынешняя эра онлайн-игр внесла свой вклад в возможность получения забавных, поучительных, страшных, самых невероятных приключенческих игр, не выходя из дома. Это намного комфортней, чем искать развлечения, исстрачивая и средства, и время.

Все легко, вы просто приходите на вебресурс и выбираете то, что вам понравится. Самые популярные игры обычно на первой странице в топ-10. Именно в этом списке вы сможете выбрать для себя игру, увлекающую тысячи людей. Но, может быть, вам будет интересно что-либо менее популярное, но от этого не менее интересное. Огромное количество свежих игр на самую разную тематику ожидают на нашем сайте всех, кто любит сражаться, искать клады, убивать зомби и быть настоящим великодушным рыцарем.
 

Добавить комментарий
Имя: *

E-Mail:


Пожалуйста, ответьте на вопрос:

Сколько будет 100-50=?

Ответ:*









Присоединяйтесь к нам

Центральная Азия RSS

Центральная Азия


2-летний мальчик нуждается в с ..

быть тем, чтобы спасти жизнь Регистрация быть мозга / стволовых клеток донора ...

Buzz: Кто это Ип Ман?

Кто это Ип Ман? Люди говорят о гроссмейстера еще раз: отчасти потому, что ост ...

Лоида Николя Льюис Основной 10 ..

Лоида Николя Льюис Лоида Николя Льюис, который служил в качестве председателя ...

PG & E избирает Японско-америк ..

Трэвис Kiyota Сан-Франциско, Калифорния - Pacific Gas и Electric Company (PG ...

Шесть человек были убиты в сил ..

Ханой: Шесть человек были убиты в сильных наводнений охвативших Центральный Вье ...

Bindlestiff Подарки Странная и ..

Bindlestiff Студия представляет мировую премьеру Луиса Г. FRANCIA в Странный слу ...

Азиатский Рок Фест

Азиатского Rock Fest пятница, 10 июля 7:30 вечера La Pena культурный центр 3 ...

NAAAP-SF & Macya € ™ с хоста К ..

Регистрация в Национальную Ассоциацию азиатских американских специалистов (NAA ...

Два SF APA Assemblymembers к 2 ..

С избранием в прошлый вторник, Фил Ting продемонстрировали асессор-рекордер мож ...

Нет азиаты вред в Skagit River ..

[Ху На первое] Ну Ia € ™ ви видели Великий Снежная буря 1978 года, гастролировал ...

Сила Privilege и Privilege вла ..

"Вы говорите по-китайски?" Я спросил полицейского, который подъехал к месту п ...

Великобритании Дэвид Кэмерон п ..

COLOMBO: Великобритании Дэвид Кэмерон поставил Шри-Ланка на уведомления субботу ...

Президент Филиппин Бениньо Аки ..

Манила: Президент Филиппин Бениньо Акино хвалили демократических реформ в Мьянм ...

Папа Фрэнсис призвал межрелиги ..

Ватикан: Папа Фрэнсис призвал межрелигиозного диалога в Мьянме в понедельник на ...