Страны Центральной Азии Страны Центральной Азии

Центральная Азия

Кыргызстан

Казахстан

Узбекистан

Туркменистан

Таджикистан

Учебные материалы

Случайные статьи


Дизайн салона авто, ремонт салона автомобиля

Прибрежное китайский город нах ..

ШАНХАЙ: прибрежные китайский город находился под строгой изоляции в среду после ...

Бишкек. Транспортная система

Столица Кыргызстана - город Бишкек - располагает весьма обширной и разнообразной ...

APA Сообщество Группы взвешива ..

Даже сейчас, когда Комиссия Калифорнии общественного Utility (CPUC) предлага ...

Buzz: Пакьяо нокаутирован

Celebrity Истребитель: Бокс поклонники были нетерпением ждут реванш Мэнни "Pac ...

Более 500 муниципальных законо ..

ГОНКОНГ: Более 500 муниципальных законодатели в одной китайской провинции стоял ...

Посол Северной Кореи в Малайзи ..

СЕУЛ: посол Северной Кореи в Малайзию, родственник лидера Ким Чен Ун, был отозв ...

Bindlestiff Подарки Странная и ..

Bindlestiff Студия представляет мировую премьеру Луиса Г. FRANCIA в Странный слу ...

PG & E избирает Японско-америк ..

Трэвис Kiyota Сан-Франциско, Калифорния - Pacific Gas и Electric Company (PG ...

Шестнадцать человек погибли в ..

ПЕКИН: Шестнадцать человек погибли в результате столкновения в Китае Синьцзян, ...

NAFCON наращивает усилия по ок ..

Поддержка сообщества снова для оказания помощи пострадавшим от наводнения на ...

 
Страны Центральной Азии » Кыргызстан - Разное » Труды Э. Сайкс. Религия, традиции и обряды кыргызов


Труды Э. Сайкс. Религия, традиции и обряды кыргызов

Духовная культура кыргызов второй половины XIX – начала XX вв. также отражается в работах западных путешественников. С нашей точки зрения, хотя их сведения не так уж широки и детальны, тем не менее, как и информация российских исследователей, ставшая первоклассным источником для современных ученых и специалистов, они раздвигали на Западе горизонты знаний о духовной культуре Центральной Азии; во- вторых, через их информацию реконструируется взаимодействие и взаимовлияние домусульманских верований и культов с исламом в широком географическом пространстве; в-третьих, ими зафиксированы кыргызские легенды и предания, которые не встречаются у российских исследователей, а, следовательно, они малоизучены, а вполне и возможно, что еще не введены в научный оборот отечественной фольклористики.

Труды Э. Сайкс. Религия, традиции и обряды кыргызов


Рассмотрим те компоненты духовной культуры кыргызов, которые представлены в их трудах – религию, обряды и традиции. Религия – одна из значимых идеологических конструктов культуры этноса. Возникнув на заре человеческой цивилизации как проявление слабости и страха человека перед природой, со временем она превратилась в мощный инструмент влияния и власти в человеческом социуме. Не явилось исключением и кыргызское общество, в котором во второй половине XIX – начале XX вв., религиозная система, включавшая в себя различные верования, такие как шаманизм, тотемизм, культ сил природы и предков и набирающий духовные обороты ислам, являлась социальным регулятором и управляющей силой. В списке задач экспедиции С.Гедина значится пункт – изучение религиозных верований и лингвистических особенностей полудиких племен. Но схожей задачей был одержим не только шведский географ, но и другие путешественники. Их интересовал ислам, степень его влияния и распространения среди кыргызов. Как нам представляется, этот аспект духовной культуры привлекал их внимание неслучайно. Российская колониальная администрация отчасти поддерживала мусульманство в Центральной Азии, как один из идеологических и практических инструментов реализации собственной имперской политики и власти; и путешественники стремились понять, насколько позитивно и успешно для Российской колонизации продвигался этот проект.





Как отражают сведения западных, да и российских путешественников, распространение и влияние ислама среди кыргызов не было одинаковым в региональном и племенном контексте. Будучи в 1873 г. на севере Кыргызстана, Ю.Шуйлер подчеркивал, что «кыргызы также, как и кыргыз-кайсаки, номинальные магометане; но хоть бы несколько человек слышало о существовании Мухамеда, они по- прежнему не знают никаких молитв, или как практиковать какие-нибудь ритуалы этой веры». Аналогичное мнение обнаруживается у Э.Сайкс, но только в отношении восточно-туркестанских кыргызов, о которых она писала, что кыргызы номинально следуют Пророку и они – номинальные сунниты. Они придают небольшое значение обрядам, и не соблюдают Рамазан, но это не повод беспокоиться, так как они имеют нескольких мулл, которые могут показать им правильный путь. Действительно, среди кыргызских племен деятельность мусульманских проповедников (мулл, молдо) была одним из существенных и эффективных средств инкорпорации ислама в их религиозное мировоззрение. Татарские священнослужители, посылаемые царской администрацией с целью снижения влияния центрально-азиатских, в частности, бухарских мулл на кочевое население, обучали взрослых и детей Корану и мусульманской ритуальной практике. Л.Макартни, пребывая в местности Бостон-Терек, близ Кашгара, напротив, отмечала, что все кыргызы мусульмане. О сравнительно широком влиянии ислама на южнокыргызские племена и его проникновении в брачно- семейную сферу обнаруживаем в сведениях Свена Гедина. Проведение семейных праздников не обходилось без муллы, то есть мусульманского служителя. Рождение ребенка сопровождалось празднествами и угощениями.

На третий день ребенку мулла давал имя из Корана. К имени добавлялось слово оглы, например, Кенче-Сатовагды-оглы. Вероятно, Кенже Сатывалды. Известно, что у кыргызов тюрское слово «оглы», как приставка к имени не употреблялась. К имени новорождённого использовали приставку «уулу», или «кызы», обозначающую сын или дочь. Вероятно, ошибка произошла из-за неправильного перевода с кыргызского на русский язык. Таким образом, анализ сведений западных путешественников о духовной культуре кыргызов, приводит к следующим выводам: во-первых, несмотря на их лаконичность, все же в них обнаруживаются как общенародные черты, так и родоплеменные признаки, в целом, отражающие закономерность эволюции духовной культуры кыргызского народа в условиях номадического хозяйства и быта. Во-вторых, в своей оценке путешественники не избежали чувства европоцентризма и имперского превосходства, по сути закономерного подхода в изучении традиционной культуры народов и племен в период колониализма.

Источник: /elib/kitepter/pdf/batysh_sayakat_kyrgyzdar.pdf
Автор книги: Ч. Дж. Турдалиева









 


Комментарии к

Труды Э. Сайкс. Религия, традиции и обряды кыргызов:





Добавить комментарий
Имя: *

E-Mail:


Пожалуйста, ответьте на вопрос:

Сколько будет 100-50=?

Ответ:*









Присоединяйтесь к нам

Центральная Азия RSS

Центральная Азия


Bay Area День памяти консорциу ..

Закон гражданских свобод 1988 года: Переоценка Redressa € | 25 лет спустя День ...

Официальный Коммунистическая п ..

ПЕКИН: официальный Коммунистическая партия Китая была приостановлена после запу ...

Утверждая авторство широких об ..

ПЕКИН: Утверждая авторство широких обещаний реформ после повторных консервативн ...

Построение расовой справедливо ..

На этой неделе, страна будет отмечать 50-ю годовщину Марша на Вашингтон за раб ...

Вьетнамский Литературное общес ..

SANTA ANA - Вьетнамский Американский Искусство & Письма Ассоциация (Ваала) и Com ...

Малазийская власти провели обы ..

КУАЛА-ЛУМПУР: Малазийская власти провели обыск в офисе из Малайзии Библейского ...

Филь-Am Поэт Евгений Глория Кн ..

Евгений Глория Penguin Books недавно выпустила филиппинский поэт Евгений Gloria ...

Kaiser Permanente продолжает п ..

Окленде, Калифорния - В рамках своих усилий по предотвращению новых случаев В ...

SF Государственный Опять Среди ..

SFSU 2011 выпускников. САН-ФРАНЦИСКО a € "Сан-Франциско государственный универс ...

Смерть это процветающий бизнес ..

ШАНХАЙ: Смерть это процветающий бизнес в Китае. С быстро стареющего населения и ...

Сан - Франциско празднует 23-й ..

Еще раз, на улицах историческом Китайском квартале будет преобразован в живо ...

Кэти Китайский Калифорния Кухн ..

Университет Сан-Франциско (USF) школа управления с гордостью объявляет Кэти ...

Премьер-министр Сингапура Ли С ..

Бандар-Сери-Бегаван: Нажатие на с сообщества создания, поддержания региональног ...

Potstickers Назад Далее четвер ..

Potstickers будет выключен сегодня и вернуться в следующем четверг, 31 январю. ...