26.03.2021      97      0
 

Туркменские амазонки

Оглавление1 Женщины сильные духом1.1 Ловкие, смелые, сильные1.1.1 Туркменки Женщины сильные духом Туркменки в прошлые века обладали…


Женщины сильные духом

Туркменки в прошлые века обладали сильным характером и воинственными качествами, которые никого не удивляли и воспринимались вполне естественно.

Ловкие, смелые, сильные

Амазонки будоражили воображение многих древних авторов, в частности, Геродота, который в своем трактате «История» рассказал о всадницах, поселившихся в районе Меотийского озера (Азовского моря). Образ женщины-воина в дальнейшем стал проецироваться на всех воительниц, хотя Геродот, говоря об амазонках, имел в виду именно всадниц, которые без своего главного атрибута — боевого коня — уже никак не могли претендовать на звание амазонки.

Древнегреческий автор Квинт Смирнский также не представлял себе амазонок без боевого коня и, перечисляя в поэме «После Гомера» ключевые черты истинной амазонки, упоминает такое качество как «быстро скачущая».

Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» склонялся к мнению, что амазонки — вовсе не плод фантазии «людей пера», а существовавшие в реальности боевые женские отряды.

Женщина-воин не редкость в истории. Например, в войске русского князя Святослава в сражении с византийцами (X век) были и женщины, переодетые в мужскую одежду. Франция по праву может гордиться Жанной д’Арк (XV век), одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Но подобные примеры не соответствуют главному критерию амазонки — она должна сражаться верхом на коне.

Этимология слова «амазонка» также может служить ключом к разгадке вопроса: были ли эти древние воительницы историческими персонажами или все же мифическими.

Римский историк III века Марк Юниан Юстин, автор «Эпитомы сочинения Помпея Трога «История Филиппа», отмечает, что пока мужчины создавали царство парфян, их женщины положили начало царству амазонок, отважных всадниц, метко стрелявших из лука.

Эдриенн Мейер из Стэндфордского университета, автор фундаментального исследования «Амазонки», считает, что изогнутая форма лука позволяла спокойно производить стрельбу на полном скаку. К тому же, на многочисленных греческих вазах амазонки, изображенные при изготовке к бою, держат лук на удалении от корпуса, и это понятно, ведь техника стрельбы верхом требует «плавающей фиксации».

Другая этимология более убедительна: согласно одной из исторических традиций, воинственные женщины жили в Амазии, поэтому их и называли амазонками. Интересно то, что, как об этом сообщает академик Антуан-Жан де Сен-Мартен в работе «История Армении», небольшое поселение Амазия, на территории нынешней Турции, превратилось в крупный город благодаря Митридату, из парфянской династии Аршакидов, главная резиденция которых находилась в Нисе. Именно Митридат возвел крепостные стены, построил множество зданий и сооружений, украсивших Амазию, но славой своей обязанной все же храбрым воительницам.

Особо следует остановиться на оружии парфянских воинов, как мужчин, так и женщин, которые, по-видимому, и были легендарными амазонками. Их непревзойденным оружием был боевой лук, который, по свидетельству профессора Ярослава Лебединского, автора работы «Цивилизация степей: евразийский кочевой мир в древности и в средние века», представлял собой настоящий технологический шедевр, вобравший в себя лучшие характеристики материалов, из которых он был сделан: дерева, рогов и сухожилий животных. По сути это было первое в истории, рожденное гением изобретательской мысли, изделие из композитных материалов. Такой лук отличался сверхмощной упругостью, обеспечивавшей дальность и меткость поистине снайперской стрельбы.

Туркменки

Средневековые авторы, когда речь заходит о женщинах-воинах, говорят об этом как о чрезвычайных исключениях из общего правила.

Другое дело, туркменки, сильный характер и воинственные качества которых никого не удивляют и воспринимаются вполне естественно.

Например, академик Владимир Гордлевский, в книге «Государство Сельджукидов Малой Азии», отмечает, что Ислам, укутав женщину в чаршаф, отнял у нее свободу. Тем не менее, — уточняет он, — иногда Ислам вынужден был склониться и пойти на уступки, так как «сильная женщина могла и умела рвать путы, которые накладывала религия»: туркменки никогда не закрывали своих лиц. А в работе «Женская доля» В.Гордлевский пишет, как о чем-то совершенно обыденном, о существовании в XIII–XIV веках «военных женских отрядов туркменских племен».

Французский любитель приключений Анри де Блоквиль, называвший себя единственным европейцем, которому удалось сделать точные наблюдения о туркменах, благодаря долгому среди них пребыванию, в «Записках о кочевниках Туркестана» несколько страниц посвящает украшениям туркменок.

А. де Блоквиль особо подчеркивает тот факт, что значительная часть украшений, общим весом 2 кг, выполнена из массивного серебра. Действительно, вес одного только браслета может достигать 250-300 г. Толщина браслета с таким весом будет составлять не менее 5 мм, что превышает толщину доспехов защитного рукава немецкого рыцаря времен Крестовых походов. Браслет туркменки — это настоящая броня, но защищавшая руку женщины, и поэтому, неудивительно, что все сделано из драгоценного металла, да еще украшено, как отмечает А. де Блоквиль, золотыми арабесками и сердоликом.

Ответ на вопрос, почему туркменские оружейных дел мастера изготавливали женские доспехи не из железа, которое легче серебра, будет очевиден, если взглянуть на историю развития рыцарского облачения. Главным врагом доспехов являются не удары противника, а ржавчина, одним из средств борьбы, с которой  было покрытие некоторых элементов доспехов серебром и золотом. Богатый рыцарь мог себе позволить заказать из этих металлов некоторые детали своего облачения, например, пряжки ремешков, заклепки, бордюры кольчуги и т. д. Доспехи туркменских амазонок изготавливались на века и щедро — из цельного серебра. Что касается сердолика, то этот минерал, полюбился туркменкам еще с энеолита (5 тысячелетие до н. э.).

Британский ученый Клод Блэр, специалист с мировым именем в области защитного вооружения средневековья, в книге «Рыцарские доспехи Европы», в которой делает обзор развития воинского облачения с 1066 по 1700 год, приходит к выводу, что со временем рыцарские доспехи все больше приобретали декоративный характер. В доказательство своего заключения он приводит многочисленные фотографии и рисунки образцов рыцарских доспехов, хранящихся в крупнейших музеях мира.

В поисках доказательств декоративного совершенства доспехов туркменских амазонок не обязательно обращаться к музейным коллекциям, достаточно взглянуть на украшения современных туркменок, которые они бережно донесли до наших дней.

Что касается современности, то в настоящее время туркменские женщины наделены всеми правами.  Они живут в обществе, где во главу угла выдвинуты принципы демократии, и полноценно участвуют во всех общественных процессах.

Помимо этого у туркмен, женщина-мать всегда была основой не только семьи, а также этнического уклада в целом. Забота о матерях и их  детях, сохранение исконных семейных традиций, развитие делового, интеллектуального и творческого потенциала у женщин Туркменистана являются приоритетом государственной политики.


Об авторе: Игорь Попов

Журналист и интернет-блогер. С детских лет интересуюсь историей, археологией и антиквариатом. Имею проекты в данном направлении. Активно веду блог "Антикварная Кубань" на Яндекс Дзен.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как не проходить вакцинацию и получить медотвод в Казахстане

Как не проходить вакцинацию и получить медотвод в Казахстане

Министерство Здравоохранение Казахстана дало официальное распоряжение, кто может получить медотвод и не...

Монгольский феномен всеобщей вакцинации от COVID-19

Монгольский феномен всеобщей вакцинации от COVID-19

Одной из самых передовых по процессу вакцинации в мире стала Монголия. Как только была запущена...

Отдых в Самарканде

Отдых в Самарканде

Самарканд называют городом-перекрестком культур. И одним из древнейших городов мира. Настоящая жемчужина...

Напишите мне